Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: режим сна, упражнения, игры

Развитие ребенка: что должен уметь в 6 месяцев

Полгода для малыша – это особый рубеж. За это время кроха многому научился, может контролировать части тела, готовится к ползанию. В этом возрасте активнее развиваться речь, часто прорезаются первые зубы, происходит совершенствование уже приобретенных навыков. Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев затрагивает также и эмоциональную сферу: дети в этот период легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и новым условиям при усыновлении. После 7 месяцев малыши значительно тяжелее переживают разлуку с матерью, с трудом привыкают к новым взрослым. Кроха активно использует голосовые возможности для привлечения внимания окружающих. Психологи отмечают, что на протяжении первого года жизни общение со взрослыми существенно меняется. Кроме того, в период младенчества общение остаётся решающим фактором, определяющим все будущие особенности психического формирования ребенка.

малыш интенсивно развивается физически

Физическое развитие

Грудничок в шесть месяцев часто столкнется с таким физиологическим процессом, как прорезывание зубов. Первыми появляются нижние, а затем верхние резцы. В этот период у ребенка отмечается повышенное слюноотделение, увеличение температуры тела. Беспокойство малыша, его попытки облегчить зуд путём помещения в ротик различных предметов, собственных кулачков часто указывают на преобразования в его челюстном аппарате. В полгода зубы режутся у большинства детей, но этот процесс носит сугубо индивидуальный характер. Если у крохи нет признаков первых зубов, волноваться не стоит.

В шесть месяцев малыш умеет хорошо держать голову, поворачивает в разные направления. Он уже полностью освоил перевороты, умеет переворачиваться набок, со спины на живот и наоборот. При поддержке недолго сидит, а если дать ему опору, встанет на ноги. Самым развитым является верхний плечевой пояс и шея. В положении на животе карапуз может приподниматься на ручках и подолгу находиться в такой позе, рассматривая окружающий мир. Кроха готовится к ползанию, поэтому может стать на четвереньки, раскачиваться в таком положении. Часто можно заметить, как малыш ползет назад. Такие движения не должны вызывать беспокойства родителей, они направлены на укрепление мускулатуры и скелета крохи.

Важнейшим показателем того, что малыш хорошо себя чувствует, здоров и развивается в соответствии с возрастом, являются показатели его веса, окружности головы и ежемесячная прибавка в весе. Дети продолжают активно расти. Набирать за один месяц малыш должен не менее 700 грамм при увеличении роста происходит на 2–3 см. Недоношенный ребенок за шестой месяц поправится на 800–900 грамм. Общие нормы роста, веса и окружности представлены в таблице.

ПараметрМальчикДевочка
Вес, кг6,4–9,85,7–9,3
Рост, см63–71,961,2–70
Окружность головы, см40,9–45,839,6–44,8

В полгода зрение крохи становится все лучше. Он видит и различает больше цветов, а при ярком свете жмурится, легко следит за игрушкой в любом направлении. В этом возрасте может сохраняться косоглазие. В этот период такое явление относят к физиологическим особенностям, а не к числу патологий. Слух ребенка полностью сформирован. При громких звуках карапуз настораживается, вздрагивает, ищет источник шума. От крика или громкой музыки может проснуться и заплакать.

Психомоторное, социальное и речевое развитие

Параллельно с совершенствованием физических навыков у полугодовалого малыша отмечается активное психоэмоциональное и социальное развитие. В мозгу появляются простейшие причинно-следственные связи. Малыш понимает, что если бросить игрушку – раздастся стук, если помахать погремушкой – она зазвенит. Он многократно повторяет одни движения и совершает осознанные манипуляции с предметами.

У крохи начинает совершенствоваться мелкая моторика. Малыш пытается использовать не всю ладонь, а только пальчики, берет аккуратно предметы. Развитие пальцев рук способствует речевому развитию. Карапуз уже будет непросто гулить. Его лепет становится более выразительным, отчетливым. К концу шестого месяца ребенок произносит около 40 звуков, хорошо складывает их в слоги «ба», «ма», «па», «ай» и т. д.

Малыш в 6 месяцев способен поддерживать диалог, он реагирует на голос, его интонации, понимает что говорит мама, способен отыскать глазами вещь, о которой идет речь.

Младенец учится подражать интонациям взрослых, экспериментирует с силой звука. В этом возрасте кроха уже испытывает привязанность не только к маме. Он узнает бабушку и дедушку, папу и других людей, которые проводят рядом много времени, играют с ним, разговаривают. Многие детки могут проявлять нежность и ласку, прижимаются к родному человеку, а с посторонними, наоборот, держатся отстраненно, настороженно. Для полугодовалых малышей нормальным явлением можно назвать перепады настроения, капризы. Связано это с несовершенством нервной системы и быстрой утомляемостью.

Режим сна и бодрствования

Когда малыш появляется на свет, он спит большую часть дня, но к шести месяцам кроха физически и морально укрепляется и период бодрствования составляет 8–9 часов в сутки. Дневной сон становится менее продолжительным и частым. В среднем младенец должен спать 2–3 раза в течение дня. Продолжительность отдыха варьируется в пределах 1,5–2 часов.

Важно стараться укладывать малыша спать приблизительно в одно время. Придумайте свой ритуал отхождения ко сну. Выполняя одинаковый порядок действий кроху легче приучить к режиму.

В полгода график сна ребенка может поменяться, а именно вместо трех раз кроха будет хотеть отдыхать только дважды. Понять, что ребенку хватит только двухразового сна можно по следующим признакам:

  • продолжительность третьего сна сократилась до 30–40 минут;
  • появляется нежелание укладываться спать;
  • малыш бодрый и активным более 3 часов.

Помните, что укладывать ребенка спать надо при первых признаках усталости. Ночной сон у полугодовалого крохи длится 10 часов. Ночью он просыпаться 1–2 раза, чтобы поесть. Если карапуз находится на искусственном вскармливании или смешанном питании, перед сном его надо покормить кашей или творогом. Это даст чувство сытости на всю ночь, и кроха не будет просыпаться.

Чтобы младенец меньше беспокоился ночью, важно подобрать удобную позу для сна. Лучше всего отдыхать на спинке. Многим крохам удобно спать на животе. Это положение выгодно тем, что малыш не будет мешать и будить себя ручками. Однако надо убедиться, что матрац довольно жесткий, а вокруг нет предметов, в которые он может уткнуться лицом. Спать на боку можно, но важно постоянно следить за сменой стороны, чтобы избежать деформации черепа.

изменяется количество и продолжительность дневных снов

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый кроха должен уметь осуществлять следующие действия:

  • удерживать равновесие (стоя на четвереньках и одной руке кроха пытается схватить игрушку свободной ручкой);
  • полностью освоить перевороты со спины на живот и обратно, легко поворачиваться на любой бок;
  • отсутствие гипертонуса позволяет малышу легко захватывать предметы, рассматривать их, подносить к глазам и рту;
  • новые предметы привлекают внимание карапуза, кроха, пытаясь достать интересующую его вещь начинает ползать по-пластунски, иногда удается стать на четвереньки;
  • подтянуться и сесть, держась за мамины пальцы или опору, при поддержке могут стоять, пытаются вставать в кроватке или манеже;
  • берет предмет одной рукой, но может переложить его в другую ладонь;
  • повторяет одни действия с игрушкой несколько раз (бросает и поднимает), изучает текстуру предмета, изучая его тактильно;
  • малыш может самостоятельно играть 10–15 минут, увлеченно рассматривать предмет, крутить его в руках;
  • плачь и крик перестают быть основным выражением чувств ребенка, он капризничает, только если ощущает дискомфорт; продолжает лепетать совершенствуя звуки, которые могут напоминать осознанное произношение;
  • если мама просит показать предмет или спрашивает где он находиться, карапуз глазами может его отыскать;
  • испытывает стремление к тактильному контакту, может проситься на ручки;
  • не боится незнакомцев, но ведет себя с ними неуверенно, сдержанно, настороженно;
  • формируются простые причинно-следственные связи, например, если заплакать – мама подойдет, если бросить игрушку – она издаст звук;
  • если младенца интересует определенная вещь или игрушка будет тянуться к ней, звуками и движениями давать маме понять, чего именно он желает.

Список умений крохи уже довольно большой. Важно продолжать развивать его навыки и стремления, научится стимулировать малыша.

Рекомендации по развитию

Чтобы помочь малышу усовершенствовать приобретенные навыки и способности, предотвратить физические и психические отклонения родителям рекомендуется продолжить упражнения, развивающие игры. Очень важен общеукрепляющий массаж. Проводить его надо на пеленальном столе с использованием детского масла. При этом мама поглаживает, пощипывает, совершает встряхивания. Последовательность действий проста: сначала спина и животик, затем ручки и ножки. Упражнения позволяют укрепить мышцы, разогреть их, развить.

После массажа можно провести зарядку или гимнастику на мяче, фитбол. Если делать обычную зарядку, то ручки малыша надо разводить в стороны, а затем обхватывать ими тело. Каждый сустав следует прокручивать начиная от ступней, затем колено, потом тазобедренный сустав, после можно переходить на ручки – запястья, локти, плечи. Занятия с мячом предполагают, что малыш лежит на нем животиком или спинкой, мама придерживает младенца на ручки или ножки. В такой позе надо совершать покачивания взад-вперед, из стороны в сторону. Фитбол укрепляет вестибулярный аппарат, опорно-двигательную систему, улучшает пищеварение и сон, стимулирует обмен веществ.

В полгода многие мамы начинают присаживать ребенка. Доктор Комаровский в этом вопросе категоричен. Он против систематических высаживаний. Педиатр отмечает, что если кроху правильно стимулировать, больше с ним играть и проводить время на свежем воздухе, он сам сядет, когда наступит время. Нельзя также и ставить кроху раньше времени. Это может плохо отразиться на дальнейшем формировании опорно-двигательного аппарата.

Необходимо уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики. Для этого отличным решением станут пальчиковые игры:

  • «Ладушки»;
  • «Сорока»;
  • «Коза рогатая»;
  • «Курочка».

Полезно заниматься вместе с малышом. Сжимайте и разжимайте кулачки крохи. Водите ручками снизу вверх и наоборот. Стучите по ладошкам пальцами, гладьте и массируйте их. В мозгу центры движения рук и речи расположены рядом. Стимулируя один, мы развиваем другой. Для совершенствования речевых навыков нужно постоянно говорить с карапузом, комментировать все свои движения. Рассказывайте ему о животных, деревьях, цветах, формах, показывайте то, что окружает вас в этот момент.

В полгода игрушки малыша выходят за рамки мобиля и погремушек. Надо подобрать развивающие занятия. Это могут быть коробочки, куда надо вкладывать фигурки, музыкальные инструменты, резиновые игрушки, которые можно брать в рот (т. к. в этот период у крохи очень чешутся десны). Главное – следить за безопасностью приспособлений. В игрушках не должно быть мелких элементов, наклеек. Материал должен быть экологически чистый и безопасный, простой в уходе и прочный.

малышам будут полезны игрушки с различной фактурой

Возрастные проблемы

Полгода для крохи – это возраст, который может сопровождаться рядом проблем. Важно понимать, что заподозрив патологию, следует сразу посетить врач, проверить результаты анализов, выявить причины возникновения расстройства. Специалист сможет оценить является ли причина беспокойства, патологией. Чаще всего родители полугодовалого карапуза сталкиваются со следующими проблемами:

  • Кривошея. Это заболевание бывает врожденным, рефлекторным, нейрогенным, травматическим и спастическим. Лечение болезни подразумевает использование одного из двух методов – консервативного или хирургического. Наблюдение детей с кривошеей должен осуществлять ортопед.
  • Дисплазия суставов. Болезнь диагностируется у 3% новорожденных. Недоразвитие сустава может привести к серьезным последствиям – болям и инвалидности. Первые симптомы заболевания – асимметрия ягодичных складок и ограничение подвижности бедер.
  • Сохраняется гипертонус. Это значит, что мышцы крохи находятся в постоянном напряжении, как после родов, хотя они должны быть уже полностью расслабленными и контролируемыми. Это может проявляться в том, что малыш выгибается дугой, может поджимать пальчики, запрокидывает головку. Помочь справиться с патологией может массаж, гимнастика, комплекс специальных упражнений, физиопроцедуры, плавание и ЛФК.
  • Прорезывание зубов. Этот процесс часто является болезненным для ребенка. Он много плачет, жидкие истечения изо рта и носа. Может наблюдаться расстройство кишечника, повышение температуры. Важно помочь младенцу снять симптомы. Для этого используются обезболивающие гели, охлажденные кольца для прорезывания. Малыш может кусаться, пытаясь ослабить боль и зуд.
  • Падения и механические травмы. В полгода дети становятся активными и подвижными. Малыш может хвататься за поручни и выступающие предметы, встать, упасть, удариться. Он легко переворачивается и поэтому повышается риск падений и травм. Не оставляйте кроху одного на возвышенностях (столике, диване).
  • Возможно сохранение тремора подбородка, ручек.

Первое полугодие жизни ребенка – удивительный период как для самого крохи, так и для родителей. Это отрезок наиболее стремительного развития, когда малыш издаёт первые звуки, совершает первые скоординированные движения, преодолевает несколько стадий развития социализации и кризис новорожденного, одаривает близких искренней улыбкой. Задача молодой мамы не утратить тесной связи с малышом, учиться понимать без слов, общаться, играть. Соблюдая эти условия, мама ощутит, что вместе с ребёнком изменяется сама, стремясь к гармоничному развитию малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector